Архитектура: «Летающий» конструктивизм, или Как в СССР построили дом-самолёт

Первые пару десятилетий существования Советского Союза ознаменовались эпохой расцвета архитектуры — конструктивизм тогда развивался семимильными шагами. Одной из главных особенностей этого стиля было создание таких сооружений, которые силуэтами похожи на различные символы того периода — дом-трактор или дом-корабль. А был еще один, ставший главным павильоном Всесоюзной постоянной строительной выставки. Речь идет о доме-самолете, которому после долгих лет забвения решили подарить новую жизнь.

История этого здания началась в конце двадцатых годов прошлого столетия, когда в СССР решили организовать строительство Всесоюзной строительной выставки.
К январю 1930 года нашли подходящее место — в московских Хамовниках был отдан для этой цели участок земли площадью 80 гектаров.

Выставочный комплекс состоял из нескольких сооружений, но над главным павильоном, как основным зданием, работали больше всего. В конечном итоге труд группы архитекторов и инженеров представили проект конструктивистского здание, выполненное форме креста.

Таким образом, с высоты птичьего полета главный павильон напоминает лайнер. Это сходство и подарило зданию его народное название — «дом-самолет». Уделили внимание и внешнему облику фасада. Так, для его украшения были выбраны монументальные барельефы скульптора Исаака Менделевича. На нем изображены восемь сталеваров. В качестве материала для барельефа был выбран бетон.

Строительство дома-самолета было закончено к 1935 году, после чего в нем расположилась экспозиция, посвященная Генеральному плану реконструкции Москвы. А два года спустя, к двадцатилетнему юбилею Октябрьской революции, была открыта выставка «Индустрия социализма».

В конце пятидесятых годов Всесоюзную постоянную строительную выставку объединили с Сельскохозяйственной и Промышленной выставками – та появилась Всесоюзная выставка достижений народного хозяйства, более известная как ВДНХ. Однако вся эта громада экспонатов переехала, а здание главного павильона было отдано НИИ и КБ Министерства среднего машиностроения.

Учитывая тот факт, что структура, в ведении которой оказался дом-самолет, занималось в основном выполнением военных заказов, то территория была огорожена, доступ туда ограничен, а деятельность сотрудников, кто там работал — засекречена. В таких условиях, конечно, уже никто особо не заботился о состоянии фасадов и интерьеров. Кроме того, была проведена масштабная перепланировка, которая также негативно сказалась на сохранности оригинальных архитектурных решений.

Справедливости ради, следует отметить, то после развала Советского Союза о здании не забыли: по информации Novate.ru, в 1992 году бывший главный павильон строительной выставки под отдан для размещения в нем «Российского научно-информационного выставочного центра по архитектуре и строительству «Росстройэкспо».

В конце концов, к началу 2010-х годов здание оказалось в частных руках, и инвестор принял решение заняться его реставрацией. В 2012 году дом-самолет включили в российский реестр объектов культурного наследия. Таким образом, ему вернут исторический внешний вид, и, возможно, даже вернут ему первоначальное назначение — его могут вновь отдать под выставочный павильон.

Хочешь увидеть, какие шедевры советского конструктивизма и сегодня можно увидеть своими глазами? Тогда читай: 5 эффектных зданий советского конструктивизма, мимо которых до сих пор равнодушно не пройдешь

Источник: novate.ru

Похожие записи