Под задержкой психического развития понимается отставание во времени в развитии психологических механизмов и незрелость эмоционально-волевой деятельности детей, преодолеть которую можно с помощью специализированного обучения и воспитания. Детям с задержкой умственного развития характерно недостаточное развитие памяти, моторики, мышления, речи, внимания и самоконтроля. К тому же эмоции примитивны и нестабильны, а успеваемость оставляет желать лучшего. Диагностика умственной отсталости должна проводиться коллективно комиссией, в которую, помимо медицинских экспертов, входят психологи и учителя. Детям, страдающим умственной отсталостью, необходимо проходить обучение и лечение зпр у детей по коррекции и развитию в специализированных организациях наравне с медицинским обслуживанием. При выявлении соматических заболеваний и органических повреждений головного мозга, массаж, физиотерапия, водолечение, логопед спб
Задержка интеллектуального развития — это обратимое нарушение эмоционально-воли и интеллекта, которое сопровождается определенными трудностями в процессе обучения. Примерно 15-16% детей имеют ту или иную степень умственной отсталости. Умственную отсталость чаще всего связывают с психологическими и педагогическими проблемами, но она также может быть основана на органических отклонениях, особенно неврологических заболеваниях. Различные психические функции детей развиты неравномерно, поэтому часто дети могут быть диагностированы только в возрасте 4-5 лет. На практике диагностика в основном проводится в школьном возрасте.
Причины умственной отсталости
Задержка психологического развития может быть основана на психосоциальных или биологических факторах. Биологические факторы приводят к нарушениям формирования различных отделов головного мозга, что сопровождается частичными отклонениями в умственной зрелости детей. Факторы влияния во время беременности (гипоксия плода, тяжелое отравление, отравление при беременности, резус-конфликт, внутриутробная инфекция и т. Д.), Во время и после родов (внутричерепная травма, ядерная желтуха новорожденных) могут иметь влияние. В раннем детстве тяжелые физические и инфекционные заболевания, травмы головы могут стать причиной умственной отсталости.
Другой набор причин включает экологические (социальные) факторы. При этом органических повреждений мозга нет. Причиной может быть халатность родителей, а может быть чрезмерная опека, социальная депривация, авторитарное воспитание и отсутствие контактов со взрослыми и сверстниками.
Вторичная умственная отсталость обычно возникает из-за ранних нарушений зрения и слуха, а также языкового дефицита из-за значительного недостатка сенсорной информации и общения.
Виды умственной отсталости
Дети с умственной отсталостью Таким образом, группа детей с умственной отсталостью неоднородна. Существует несколько классификаций умственной отсталости. Рассмотрим этиологическую классификацию четырех клинических типов умственной отсталости.
Конституциональный ZPR вызван медленным созреванием центральной нервной системы. Для него характерны гармоничный ум и наивность тела. Поведение детей и антропометрические данные не соответствуют их возрасту. Они эмоционально нестабильны, спонтанны, не могут сконцентрироваться и лишены памяти. В школьном возрасте эти дети в основном интересуются играми, а не образованием.
ХПЗ врожденного происхождения — это хроническое серьезное физическое заболевание в раннем детстве, которое неизбежно задерживает созревание и формирование центральной нервной системы. У детей в анамнезе были хронические заболевания дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и почек. Обычно дети остаются в больнице подолгу, разлученные со сверстниками. Врожденная ХЗП может проявляться как синдром слабости, плохая успеваемость у детей, снижение памяти, невнимательность, гиперактивность или сонливость при переутомлении.
Умственная отсталость психогенного происхождения вызвана негативными социальными условиями (пренебрежение, жестокое обращение, чрезмерная опека), в которых дети вынуждены жить. Из-за отсутствия концентрации у детей может наблюдаться психическая нестабильность, умственная отсталость и импульсивность. Чрезмерная забота приведет к отсутствию воли, без инициативы, целеустремленности и эгоизма.
Современная медицина не относит задержку возрастного развития психики у ребенка к числу неизлечимых патологических состояний. Чаще всего психические незрелость и отставание поддаются коррекции, особенно при своевременном выявлении проблемы, комплексном подходе к терапии, активном участии семьи в процессе и при создании доброжелательной и спокойной атмосферы дома. Преимущественно дети, которым специалистами был установлен этот диагноз, пройдя лечение ЗПР spb-logoped.ru , учатся в стандартных общеобразовательных школах, хорошо справляясь с обучением.