Торговое судно «Амстердам», затонувшее в 1749 году, не только планируют поднять из глубин Ла-Манша, но и отправить в столицу Нидерландов для создания уникального подводного музея. Этим будет заниматься компания ZJA, которая и создаст вокруг исторического экспоната, пролежавшего в воде более 270 лет, капсулу из стекла и стали. Благодаря инновационной оболочке, у исследователей и историков появится возможность заниматься изучением извлеченных предметов и личных вещей моряков, а обычные посетители смогут наблюдать за этим захватывающим действом.
Нидерландская архитектурная компания ZJA разработала проект, приуроченный к поднятию из глубин Ла-Манша старинного торгового трехмачтового судна Голландской Ост-Индской компании «Амстердам», затонувшего в далеком 1749 году. Судно планируют доставить с места происшествия, поместить в спасательный док, чтобы не повредить оставшиеся элементы конструкции при транспортировке и установить в гавани Амстердама, причем на значительной глубине, а не на поверхности. По сведениям редакции Novate.ru, вокруг него возведут музей, посещение которого станет настоящим морским приключением, ведь большая его часть также будет находиться под водой.
Историческая справка: В 1749 году новенькое торговое судно «Амстердам», следующее по маршруту из Текселя в порт Батавия (Джакарта), потерпело крушение. Сильный шторм вынудил капитана Виллема Клюмпа максимально близко подойти к берегу и сесть на мель возле мыса Бичи-Хед, близ Истборна (Великобритания), чтобы спасти и груз, и людей. Этот маневр не принес большой пользы ни кораблю, ни людям. В последствии оказалось, что из 203 членов экипажа погибло 140 человек (кто утонул, а кто от переохлаждения умер уже на берегу), как и не удалось сберечь груз, стоимость которого была баснословной. Пока шторм успокоился, корабль ушел на глубину и погрузился в толщу песка, в котором и пролежал 271 год.
На данный момент только ведутся расчеты как будут поднимать корабль из песка и прокладывается маршрут его безопасной транспортировки, потому что расстояние совсем нешуточное – более 400 км. Пока инженеры, моряки и подводники планируют спасательные работы, которые займут как минимум 5 лет, архитекторы уже спроектировали гигантскую капсулу из стекла и стали. Вот именно в ней, как в колбе с водой, и будет расположена столь важная археологическая достопримечательность.
Верхняя часть конструкции будет находиться над поверхностью воды, а нижняя – уже под судном на достаточной глубине. Сразу у главного входа с верхней обзорной площадки посетители смогут увидеть 40-метровый торговый корабль во всей красе, вернее сказать все то, что от него осталось. А вот уже в подводных галереях с большими окнами можно будет рассмотреть, все что расположено в трюмах. Естественно, продукты питания, специи, большая часть одежды, ткани уже безвозвратно потеряны, а вот бутылки с вином, предметы быта, столовые приборы сохранились очень хорошо.
Авторы проекта обещают, что посещение музея «будет больше похоже на поход в театр, в котором гости смогут понаблюдать за работой дайверов и исследователей, изучающих затонувший корабль». Также планируется создание более привычных экспозиций, экспонатами которых станут извлеченные из корабля артефакты и все, что относится к эпохе колониализма, работорговли и становления международных торгово-экономических отношений.
Поскольку нет возможности посетить уникальный подводный музей, мы предлагаем отправиться в Мексику, в дом-музей легендарной женщины в искусстве – Фриды Кало. Причем для этого не нужно будет вставать даже с кресла, ведь в Сети появилась увлекательная видеоэкскурсия.
Источник: novate.ru