Капитальные строения сносят по разным причинам – аварийное состояние, физический износ, в рамках градостроительного плана. Для ликвидации используют бульдозеры или экскаваторы с навесным оборудованием вроде бетонолома или гидроножниц, а внутренние элементы объекта разбирают вручную.
Однако комплексный демонтаж строительных сооружений зачастую включает работу отбойным молотком или направленный подрыв железобетонных опор или армированного фундамента, что не всегда допустимо с точки зрения безопасности. Этого можно избежать, используя алмазную резку. Алмазная резка дисками крупногабаритных бетонных и железобетонных конструкций нецелесообразна, применяют канатный метод.
Технология канатной алмазной резки
Канат для резки представляет собой оцинкованный многожильный трос из легированных стальных волокон, на котором через каждые 25 мм закреплены стальные втулки диаметром около сантиметра. На втулки методом спекания нанесены технические алмазы, связанные сплавом никеля, меди и железа. Прочность каната усиливает армирующая пружина, модификацию для бетона покрывают слоем вулканизированной резины.
Порядок действий
При наличии доступа к демонтируемой конструкции с двух сторон глубину реза ограничивает длина заправленного в машину каната, что означает предельное значение около 80 метров. Если обхвата нет, резка выполняется погружным методом на глубину до двух метров.
Последовательность действий при демонтаже зданий и сооружений:
- в машине жестко фиксируется первый конец каната;
- второй обхватывает конструкцию, образуя петлю;
- канат заклепывается;
- машина вращает канат с постепенным наматыванием и уменьшением длины;
- затягивающаяся петля режет бетон или арматуру, скорость зависит от плотности материала и мощности механизма.
При мокрой резке для охлаждения троса используется вода.
Сферы применения
Технология канатной резки позволяет оперативно демонтировать:
- На суше – железобетонные колонны и консоли, несущие стены и перекрытия, балки и фундаменты при сносе зданий и сооружений.
- В водной среде – канализационные коллекторы, причалы, пирсы.
- В мостовом строительстве – тоннельные и путепроводные конструкции.
Главный плюс технологии – быстрое разрушение прочных материалов безударным способом, отсутствие вибрации при демонтаже. При этом низкий уровень шума позволяет работать в ночное время, а точный аккуратный рез допускает повторное использование строительного материала в случае необходимости.