Шпалы железобетонные — это цельнобрусковые ж/б балки, имеющие переменное сечение. Они более надёжны и долговечны, чем деревянные изделия. Сфера применения — изготовление фундаментов и железнодорожных путей.
Достоинства и недостатки
Железобетонные шпалы имеют такие достоинства:
долговечность (30–60 лет);
высокие прочностные свойства;
устойчивость к гниению;
возможность установки на путях с различной загруженностью;
малые расходы на обслуживание;
удобство транспортировки;
приемлемая цена.
К недостаткам относятся:
большая масса;
необходимость применения упругих прокладок для снижения жёсткости изделия;
для снижения электропроводности необходима изоляция.
Особенности выбора
Изделия классифицируют по качеству, трещиностойкости и точности геометрических параметров. Выделяют шпалы 1 и 2 сорта. Шпалы 2 сорта обладают худшими эксплуатационными свойствами, чем изделия первого сорта. Они используются только для подъездных и внутризаводских железнодорожных путей 5-го класса с низкой степенью нагрузки.
Качественные изделия должны иметь соответствующую маркировку с указанием номера партии, товарного знака предприятия-изготовителя и др.
Выделяют следующие стандарты качества исходного материала, применяемого при производстве ж/б шпал: отечественные — ГОСТ 26633, европейские — EN 1З2З0.
При выборе шпал следует оценить количество и характер дефектов. Разрешаются следы на торцах глубиной до 5 мм. Запрещаются трещины, наплывы, проворачивания болтов.
Производство железобетонных шпал
При изготовлении железобетонных шпал используются различные технологии: карусельная, линейная, снятие форм с дальнейшим напряжением и с предварительным напряжением. От специфики производства зависит качество получаемого изделия. Наиболее технологичный метод — это карусельная технология, предусматривающая применение специальных разборных кассетных форм. Все возможные методы гарантируют производство надёжных, крепких и долговечных изделий.
Ремонт шпал
При ремонте железобетонных шпал производится обнаружение и устранение дефектов. В ходе ремонтных работ рабочее место ограждается сигнальным знаком. Выделяют несколько видов ремонта: капитальный, средний, подъёмочный, реконструкция. В ходе ремонтных работ применяются подрельсовые основания, которые увеличивают стойкость путей.