Хрущевская эпоха, как известно, отметилась настоящей революцией в вопросе жилищного строительства СССР. При этом, помимо ставших уже легендарными хрущевок, годы «оттепели» были временем самого разного рода экспериментов по возведению панельных многоэтажек как в плане типов сооружений, так и в вопросе технологии их «сборки». Как раз ярким примером последнего и является дом номер 95 по Магнитогорской улице, который до сих пор стоит в Санкт-Петербурге. А все потому, что строили его в обратном порядке — сверху вниз.
Этот дом на Магнитогорской улице предназначался для расселения сотрудников завода «Баррикада». Справедливости ради, следует уточнить, что сверху вниз строилось еще одно сооружение жилищного фонда Ленинграда — на Октябрьской набережной. Причина принятия такого нетривиального решения относительно технологии возведения обоих домов довольно прагматична: на тот момент не было возможности установить на строительной площадке высотные краны. К тому же, последний процесс настолько долгий и трудоемкий, что идея с потенциальным отказом от такой техники вообще показалась весьма заманчивой.
Алгоритм строительства дома по принципу «снизу вверх» выглядел следующим образом: первой была установлена железобетонная плоская крыша, масса которой составляла аж полторы сотни тонн. При задействовании специальных гидравлических домкратов она была поднята на проектный уровень. Затем началась сборка четвёртого этажа, после чего наверх подняли и его. Потом ту же операцию проделали с третьим, вторым и первым этажом соответственно.
Вот только, когда основной этап строительства был окончен, встал вопрос: а как поднять и снять гидравлические домкраты с крыши? И тут пришлось обратиться к военной авиации: был задействован вертолёт МИ-4. В конечном итоге получился четырехэтажный панельный дом на тридцать две квартиры, и при этом всего с одним подъездом, в котором к тому же не было окон, а лестница размещалась нетипично для всех хрущевок, занимая практически все внутреннее пространства.
Казалось бы, эксперимент прошел удачно, и можно внедрять его везде, где установка высотных кранов затруднена или невозможно. Однако в реальности судьба нетривиальной технологии оказалась куда печальнее: во время осмотра брата-близнеца дома для работников завода «Баррикада», который построили на Октябрьской набережной, была выявлена довольно серьезная усадка, а также наличие значительных трещин. Дому 95 по Магнитогорской улице повезло больше — его трещины были куда менее угрожающими, ведь он стоит и сегодня. Поэтому эксперимент признали небезопасным и вернулись к классическому принципу строительства.
В дополнение к теме: 3 советских дома, которые выгодно отличались от типовых, но остались в единственном экземпляре
Источник: novate.ru