Экологически сознательных людей всегда очаровывала концепция ведения сельского хозяйства по принципу замкнутого цикла (идеально подходит для городов), когда отходы одного процесса используются как сырьевой материал для другого, и все это требует очень немного места. В классическом концептуальном дизайне под названием «аквапоника» в резервуаре выращивается рыба, а получившаяся «загрязненная» вода (полная питательных веществ) используется для полива растений (как правило, салата) в гидропонной установке. После того как растения впитывают питательные вещества, природным путем очищенная вода возвращается в резервуар с рыбой.
Впервые такие «живые» устройства описал Джон Тодд и Институт новой алхимии на американском полуострове Кейп-Код, но на самом деле его история уходит корнями в далекое прошлое, так как этот способ в несколько ином виде использовали еще ацтеки.
Как заявляют ученые, в конечном результате при таком способе расход пресной воды сокращается на 90 процентов в сравнении с обычным ведением рыбного хозяйства, кроме того, значительно уменьшаются объемы дополнительных питательных веществ, таких как органические удобрения. Система может работать без пестицидов и антибиотиков, ведь среда для выращивания рыбы просторная и чистая. Подобные живые системы можно увидеть в музеях, где они выставлены в качестве экспонатов. Кроме того, им можно придавать практически любые размеры. Такой способ вполне можно использовать в больших проектах по производству продуктов питания.
Но неужели прямо в городах? Поверьте, это так. Американский профессор Диксон Деспоммьер рассмотрел концепцию, у которой есть ряд скептиков, в своей книге «Вертикальное фермерство». Но так как по данным ООН 70 процентов мирового населения будет к 2050 году жить в городах, то нужно как-то кормить всю эту массу людей.
Но это лишь концептуальный дизайн. А вот компания Hyundai показала, как система может работать уже сегодня при помощи автомобиля на топливных элементах. Аналогичные модели планируется запустить в серийное производство уже в 2015 году. Как известно, такие автомобили работают на водороде, превращая его в электричество, а на выходе получается совершенно чистый водяной пар. В 1960-х годах астронавты использовали топливные элементы для получения энергии и пили «отходы».
Во время демонстрации, организованной компанией Hyundai в прошлом месяце в лондонском Музее дизайна, новый кроссовер ix35 на топливных элементах обеспечил водой резервуар с рыбой и гидропонный овощной сад. Шеф-повар эко-ресторана Том Хант был готов угостить присутствующих шашлыком из карпа и овощей, выращенных на ферме из топливных элементов. И был подан целый ассортимент салатов.
Кстати, лондонская фирма Something & Sons, создавшая ферму, недавно представила проект (фото выше) под названием «Car:Park». Во время фестиваля архитектуры на улицах Лондона красовался утилизированный автомобиль, в котором был разбит городской сад. Обивка пошла на ящики для рассады, а в основе всей работы лежит принцип пермакультуры с использованием как декоративных, так и продовольственных культур. Корпус автомобиля превратили в небольшой пруд. После выставки машина отправилась назад на свалку, а растениям нашли другое применение.
В этом видеоролике можно узнать больше о проекте компании Hyundai:
В конце нашей публикации, уважаемые читатели, представляем вашему вниманию дизельгенератор от компании «СтартЭнерджи». Дизельные электростанции — целесообразно устанавливать, в местах, где недоступно энергоснабжение или подача централизованного энергоснабжения осуществляется некачественно, с перебоями, что нарушает технологический процесс или существенно влияет на нормальные условия проживания. Плюсы дизельгенераторов: более дешевое топливо, мощные, но экономичные двигатели. Для получения более подробной информации посетите сайт компании start-energy.ru.
{social}