Исследователи из нескольких английских вузов при ведущей роли специалистов Манчестерского городского университета испытали новый вид аэродромных заграждений, способных заметно снизить загрязнение воздуха в районах, прилегающих к крупным аэропортам. Прототип испытывался в аэропорту Крэнфилд (Бердфоршир). При высоте меньше среднего человеческого роста он даже барьером не выглядит: по сути, это ветрозащитная полипропиленовая плёнка, натянутая на металлический каркас.
Однако выхлопные газы проходят через такую плёнку в 100–200 раз тяжелее, чем обычно распространяются в атмосфере, что вынуждает их отклоняться и подниматься вверх. А поскольку выхлопы реактивных двигателей к моменту встречи с ограждением имеют ненулевую скорость, изменение направления движения приводит к их подъёму на значительную высоту. И там они будто бы уже не могут негативно влиять на наше здоровье.
Возглавляющий проект Майк Беннет (Mike Bennett) из компании Aero Engine Control рассказывает: «Испытанные нами ограждения были наклонены под углами от 40° до 60°, с тем чтобы оптимизировать восходящие потоки… Речь идёт о примерно 50-процентном сокращении концентрации выхлопных газов в околоземных слоях».
Долгосрочное содержание двуокиси азота вокруг многих европейских аэропортов уже сегодня превосходит уровень, установленный директивами Евросоюза. Теоретически прямо сейчас с этим можно бороться, лишь снижая нагруженность аэропортов. Что не всегда возможно: аэропорты той же Англии перегружены, и альтернативы им пока просто нет.
Кроме того, новые ограждения уже на стадии прототипов продемонстрировали снижение звукового загрязнения в прилегающих к ВПП зонах, равно как и блокирование от потока воздуха, обычно исходящего от взлетающих самолётов.
«Нет никаких причин, по которым эти ограждения не могли бы начать внедряться в аэропортах в ближайшие два-три года, — подчеркнул г-н Беннет. — С точки зрения качества местного воздуха это быстрое и дешёвое дополнение к [долгосрочной] разработке двигателей с пониженными выбросами окислов азота».
{social}